
Оценка интенсивности конкуренции на рынке
Рубрики :Маркетинг
Материалы для решения задачи по маркетингу на оценку интенсивности (жесткости) конкуренции на рынке.
Для анализа конкурентной структуры рынка целесообразно использовать такие статистические методы, как расчет коэффициентов концентрации рынка (CR) и индекс Гиршмана-Герфиндаля (HHI), характеризующие преобладание на рынке той или иной фирмы.
Коэффициент концентрации рынка (CR) представляет собой процентное отношение всех продаж товаров предприятиями, имеющими самые значительные доли на рынке к общему объему продаж и рассчитывается по формуле:
CR = ∑Dr кр.пр. / ∑Dr общ.
- CR — коэффициент концентрации рынка;
- ∑Dr кр.пр. — сумма долей рынка крупных предприятий;
- ∑Dr общ. — сумма долей рынка всех предприятий (т.е. ёмкость рынка).
Индекс Гиршмана-Герфиндаля (HHI) определяется как сумма квадратов долей рынка всех предприятий, представленных на рынке:
HHI = ∑(Dr²)
Индекс Гиршмана-Герфиндаля трактуется как наиболее адекватная характеристика интенсивности конкуренции. Чем выше значение HHI, тем влиятельнее крупнейшие предприятия. Этот показатель предлагается использовать в сочетании с коэффициентом концентрации CR.
При этом если окажется, что:
- величина CR превышает 70%, а величина HHI более 2000, то можно говорить о высокой степени концентрации рынка и о слабом развитии конкурентной среды;
- сли CR больше 45, но меньше 70%, а HHI 1000-2000, то наблюдается умеренная степень концентрации рынка;
- если CR меньше 45%, а HHI меньше 1000, рынок характеризуется слабой степенью концентрации и его можно характеризовать как демонополизированный.
Пример решения в базовом варианте будет у тех, кто посещает практические задания по маркетингу.
Интересно? Полезно? - Забирайте к себе в соц.сеть: